Немного Истории

«Д-58»

Сначала был создан «Д-58». Осенью 1958 года группа энтузиастов джаза организовала в ДК им. Горького первый советский джаз-клуб «Д-58». Именно здесь была прочитана первая лекция об импровизационном джазе. Через месяц клуб перебрался в ДК им. Кирова. В клубе начались лекции, репетировали ансамбли. 22 мая 1959 года в театре ДК состоялся первый концерт импровизационного джаза. Председателем клуба был Наум Каждан. В Совет входили Владимир Фейертаг, Валерий Мысовский, Ефим Барбан, Вадим Юрченков, сделавшие потом очень много для Петербургского джаза. Осенью 1959 года клуб был закрыт.

Клуб ЛГУ

Весной 1961 года удалось открыть джаз-клуб ЛГУ. Ведущими фигурами в клубе были океанограф Александр Зайцев, Юрий Вихарев, Георгий Васюточкин. Каждый четверг в клубе читались лекции и проводились прослушивания новых записей. Клуб имел свой ансамбль, варьировавшийся от трио до секстета. Каждые 2-3 недели проходили концерты и джемы, на которых стали выступать джазмены из других городов страны. Практически в это время клуб стал центром джазовой жизни города. Наиболее памятные концерты: мемориальный Паркеровский 1962 года, концерты в рамках фестиваля Университета, джем с музыкантами оркестра Бенни Гудмена, концерт, посвященный пленуму СК РСФСР. Клуб был закрыт в 1963 году.

Джаз-клуб ЛЭТИ

В 1962 году стал активно участвовать в джазовой жизни города джаз-клуб ЛЭТИ (формально - секция любителей джаза клуба любителей музыки института). Клуб создан в октябре 1962 года. Председателем был избран Борис Дьяков, заместителем - Виталий Шепшелевич. Деятельность клуба носила, в основном, просветительский характер. В клубе читались лекции силами членов клуба и главными лекторами клуба ЛГУ Ю.Вихаревым, Г.Васюточкиным. Наиболее интересные концерты: Большой концерт диксилендов 1962 года (выступило 6 ансамблей, в том числе Ленинградский диксиленд и «Нева»); концерт в рамках фестиваля ЛГУ; подпольный фестиваль в Мореходном училище (вместе с ЛГУ). Вообще клуб тесно сотрудничал с клубом Университета, творчески уступая ему (не было своего ансамбля и таких эрудированных лекторов), но значительно превосходя организационно. Клуб был закрыт в 1963 году.

«КВАДРАТ». ДК им. Ленсовета (Вместе с комсомолом).

Как видно из вышесказанного, идея клуба была не нова. Нужен был толчок со стороны. И он произошел. Как мы потом узнали задним числом, по заданию сверху компетентными органами был проведен анализ преступности среди молодежи. 70% преступлений молодежь совершала на частных квартирах. Комсомолу и профсоюзам было дано задание вытащить молодежь в общественные места. Активистов клуба ЛЭТИ в декабре 1964 года пригласили в Клуб молодежи в ДК им. Ленсовета, где они создали джазовую секцию. Председателем секции был избран Натан Лейтес, его заместителем - Виталий Шепшелевич. 31 января 1965 года состоялась первая лекция в клубе, в феврале - первая дискуссия.

Весной клуб вместе с Горкомом комсомола проводит конкурс самодеятельных джазовых коллективов (Первый Ленинградский фестиваль джазовой музыки). Осенью 1965 года клуб делают городским. Выходит первый бюллетень - будущий «Квадрат». Отсутствие амбиций, воинствующий плюрализм руководства клуба содействовали объединению в лекторскую группу компетентных людей самых разных характеров и музыкальных пристрастий. Вынашиваются планы Лектория и Большого джазового фестиваля. Все это удается осуществить в 1966 году.

Весной клуб проводит самый большой по тем временам в стране. Второй Ленинградский джазовый фестиваль, а осенью начинается первый лекторий из 14 лекций. В театре ДК им. Ленсовета (2200 мест) начинаются концерты из цикла «География советского джаза» с приглашением музыкантов из других городов страны. Издается второй «Квадрат» - прообраз теоретико-информационного журнала, которым он станет в будущем. Начало 1967 года клуб встречает Первым ночным джемом, который затем станет клубной традицией. Идет подготовка Третьего Ленинградского джазового фестиваля. Не объясняя причины, фестиваль запрещают. В «Белые ночи» клуб делает первый джазовый пароход. Это последний акт сотрудничества с комсомолом...

Через несколько лет стало известно, что по дипломатическим каналам шла информация о том, что в Чехословакии любительские клубы стали более популярны, чем комсомол. В ГК ВЛКСМ устраивают отчет клуба и предлагают перейти в ДК им. Кирова, где есть большое помещение. Все вопросы предлагается решать с администрацией ДК, а комсомольское начальство не беспокоить.

ДК им. Кирова (1967-1986)

В ДК первым делом предлагают прекратить выпуск «Квадрата». Здесь клуб берет себе название «Квадрат». Действительно, городской он или нет? Никто формально этот чин не отнял, однако работать можно только в ДК им. Кирова под руководством начальника массового отдела. То, что он городской, клуб доказывает своими делами. Продолжаются лектории, идут концерты, выпускается «Квадрат» (уже «самиздатом»), делаются газеты, значки. Свято чтутся традиционные ночные джемы, пароходы. Особое место в деятельности клуба занимают мемориальные концерты, посвященные 70 и 75-летию Эллингтона, концерт памяти Колтрейна, к 80-летию Армстронга, 25-летию оркестра Вайнштейна. Большим успехом пользуются концерты, посвященные традиционному джазу - «Парад диксилсдов», «Традиционный сбор» и др.

В начале 70-х В.Фейертаг начинает лекции-концерты, как штатный работник Ленконцерта. Начинают эпизодически выступать ансамбли Д.Голощекина и Ленинградский диксиленд. Однако «Квадрат» еще остается центром джазовой жизни города. 70-е начало 80-х клуб живет жизнью, мало отличимой от жизни подобных клубов. После гастролей Эллингтона закрывают клуб «Камертон», и «Квадрат» становится последним прибежищем любителей джаза.

В 1974 году в третий раз ловят на «Эре»(популярный в 70-е годы копировальный аппарат) с бюллетенем.

В 1976 году скандалом заканчивается попытка поездки на пароходе с музыкантами оркестра Северо-Техасского университета. После известного письма А.Баташева в Министерство Культуры, в самом конце 70-х, начинаются гастроли советских профессионалов. Проводятся первые «Осенние ритмы» (1978). «Квадрат» принимает активное участие в их организации.

Активная концертная жизнь профессионалов, открытие «Клуба современной музыки» в 1979 году, и рок-клуба в начале 80-х делают посещение клубных концертов «менее модными», однако клуб имеет свою поредевшую, но преданную аудиторию. К 1985 году окончательно развалился давно требовавший ремонта Дворец им. Кирова. По пятому этажу, где размещался клуб, прогуливаются голуби. Начинаются поиски нового места. Последнее мероприятие клуба в ДК им. Кирова (по идее В.Фейертага) - Первый конкурс молодежных и начинающих джазовых коллективов и исполнителей (весна 1986 года). Закрывается на ремонт театр ДК.

Дворец Молодежи

Осенью 1986 года клуб начинает свою деятельность во Дворце Молодежи. У него прекрасное помещение, возможность пользоваться аппаратурой Дворца, свои инструменты. Минусом является то, что нужно выполнять план (хозрасчет). Это плохо, но не смертельно. Осенью 1986 года клуб проводит Городской конкурс «взрослых» исполнителей и коллективов. Весной 1987 года - Первый фестиваль "Джаз над Невой". Осенью 1987 года - первый городской конкурс джазовых композиций. Идут концерты, встречи, джемы (среди гостей - Душко Гойкович и Сэл Нистико, музыканты ансамбля Дэйва Брубека, Билли Тейлор, Виктор Гэскин и др.). Клуб, как ни странно, выполняет «план». Правда, за нерентабельностью приходится закрыть лекторий.

В 1988-89 г.г. проходят фестивали «Джаз над Невой». Плывут пароходы, проходят концерты. В декабре 1989 года, накануне акционирования дворца, клубу предлагают "очистить помещение", занимаемое им во Дворце Молодежи.

К началу 90-х, когда уже работала Джазовая филармония, В. Фейертаг провёл множество абонементных циклов концертов на различных площадках города и более десятка фестивалей «Осенние ритмы», клуб перестал быть центром джазовой жизни города.

Подводя итоги тех лет, следует признать, что в течение 25 лет клуб был тем местом, где постоянно протекала просветительская и концертная деятельность, музыканты могли репетировать и выступать, а посетители лекций и концертов познавать и слушать свою музыку.

ДК Работников Пищевой Промышленности (1990-1999)

Пытаясь найти себе место в межсезонье, клуб к лету 1990 года находит общий язык с администрацией ДК Пищевиков. Находясь здесь, проводит Четвертый и Пятый фестивали «Джаз над Невой», концерты - встречи с музыкантами Массачусетского и Иллинойского университетов, концерт Ким Паркер. Сейчас концерты на клубной сцене - большая редкость и происходят только в связи с большими событиями. В 1994 году клуб устроил два праздника, достойных его истории:

— Концерт 35-летия Ленинградского диксиленда собрал в марте музыкантов и любителей традиционного джаза, как в старые добрые времена.

— Большим концертом клуб отметил 95-летие со дня рождения Эллингтона. К этому событию мы выпустили специальный эллингтоновкий сборник, Александр Гренберг перевел на русский язык книгу Стэнли Данса «Мир Дюка Эллингтона», и по предложению Геннадия Гольштейна был посажен дуб в честь Дюка. Это было весной. Осенью вместе с «Джаз-филармоник-холлом» посажены деревья в честь Уильяма Хэнди, Константина Носова, Всеволода Королева и Эдуарда Левина. Теперь у нас целая джазовая аллея. Ежегодно этот мемориальный комплекс пополняется новыми саженцами.

С 1991 года молодые музыканты начинают регулярно по вторникам (затем по понедельникам) выступать в кафе ДК. Как правило, выступление любого ансамбля заканчивается джемом, на котором необстрелянная молодёжь может попробовать свои силы...

Клуб попал в ДК в смутное время начала реформ. Администрация вынуждена сдавать в аренду одно помещение за другим, а клуб перемещать из одной кладовки в другую... Выступления музыкантов переносятся из кафе в фойе ДК. В конце 90-х во Дворце за неуплату периодически отключают воду, свет, а зимой не топят. Являясь некоммерческой организацией, клуб не оплачивает выступления музыкантов. Происходит естественный отбор. В клубе остаются лишь те, кто хочет расти на своём инструменте, репетировать в нечеловеческих условиях, готовить собственные программы и общаться с себе подобными...

В 1999 году ДК Работников Пищевой промышленности закрывают на ремонт.

ДК им. Кирова (1999-2003)

Начало нового века джаз-клуб «Квадрат» встречает в ДК им. Кирова. У него отличное помещение и возможность проводить джем-сейшны по понедельникам в «Арт-кафе». Споры собственников лишают его и этого места, и с 2003 года клуб, не имея собственного помещения, какое-то время кочует по разным площадкам города, а летом собирается на палубе "джазовых пароходов".

За 2003 год было организовано 24 «джазовых парохода», а за 2004 - уже 50.

С начала 2004 года джаз-клуб «Квадрат» собирается по понедельникам в джазовом кафе «Гравицапа». Несмотря на хорошее отношение хозяев, жалобы жильцов дома заставляют покинуть насиженное место и снова кочевать.

«40 квадратных лет». Фестиваль к сороколетию клуба (2004)

В декабре 2004 года был проведён фестиваль к сороколетию клуба, который прошёл на трёх площадках: в Джазовой филармонии, на сцене JFC jazz club и в Театре Эстрады. На фестивале выступили ансамбли диксиленда, музыканты клуба, а также гости: Игорь Бутман, Давид Голощекин, Андрей Кондаков, Сергей Манукян, Герман Лукьянов, Андрей Китаев.

Филармония джазовой музыки (2006-2017)

В марте 2006 года администрация филармонии предложила клубу проводить джемы в Эллингтоновском зале, что с воодушевлением было воспринято музыкантами.

Сколько еще просуществует клуб - не знает никто. "Пророков нет в отечестве своем". Абсолютно ясно одно. Свои 50 лет он прожил достойно.

За все время клубом выпущено 47 альбомов на аудио кассетах из серии «золото джаза», издано 8 книг и брошюр, проведено более 40 циклов лекций по 6 в каждой, выпущено 14 бюллетеней «Квадрат», выпущено 50 газет «Пульс джаза», длина которых составляла от 8 до 12 метров.